Бесплатное высшее образование в России — вся правда

Сегодня мы поговорим про бесплатное высшее образование. Существует ли полностью бесплатное высшее образование и какое оно.

Нужно ли нам бесплатное высшее образование? Честно говоря, сначала у меня не было никаких сомнений в ответе на этот вопрос. Конечно, нужно! Я считала причиной неприятностей, которые приключились с человеческой цивилизацией вообще и с Россией в частности, невежество. Как говорил мой любимый профессор Преображенский, “разруха в головах”. Образование казалось мне однозначным и единственным лекарством, которое может помочь навести порядок в мозгах.   Оказалось, не всё так просто.

 

Для начала разберёмся в терминах. Строго говоря, бесплатного образования, как и бесплатной медицины, не существует. Мы заплатили за него своими налогами. Когда говорят “бесплатное образование”, имеют ввиду “доступное образование”. Доступное каждому, независимо от происхождения, социального положения и желания учиться. Что, собственно, и записано в Конституции. Нужно ли нам легко доступное  каждому высшее образование?

 

 

Бесплатное высшее образование в России - вся правда

Вопрос далеко не риторический, как может показаться на первый взгляд.  Статистики говорят, что в России сейчас более 80% населения имеют высшее образование. Ясно, что через несколько лет эта цифра достигнет 100%. Звучит радужно. Но что это означает на деле?

 

Считаем деньги

 

В российской школе человек  учится буквально из-под палки. Потом поступает, скажем, в технический ВУЗ. По словам Фурсенко, программу хорошего ВУЗа одолевают только 30% студентов (а то и меньше). Примерно столько же работают потом по специальности. Причём не обязательно те самые, которые осилили программу. Остальные 70% становятся менеджерами по продажам, сисадминами, бухгалтерами, продавцами, в общем, кем угодно, только не теми, на кого учились. Не забудем и про пресловутую утечку мозгов. Часть выпускников из 30%, получив более-менее бесплатное образование, уезжают за границу. На образование одного студента-бюджетника государство (т.е. налогоплательщики) тратят от 60 и более тысяч в год.  Представьте себе, какие громадные суммы ежегодно тратятся впустую. Или, в случае утечки мозгов, работают на другую страну.

 

Бесплатное высшее образование в России - вся правда

 

Икона диплома

 

Пусть  нам не жалко денег. Пусть вышка не пригодилась человеку в практической жизни. Всё равно образование делает человека развитее, культурнее, лучше. И опять мимо. Большинство студентов поступают в университет совсем не за этим. Им нужен диплом, а не культурные ценности. Действительно хотят (и способны) учиться и посвятить свою жизнь науке единицы. Остальным нужна достойная работа, собственная квартира, ежегодный отпуск в Турции и спокойная сытая старость. В этом нет ничего плохого. Нормальное человеческое желание. Но зачем для этого получать диплом?
Дело в том, что сейчас диплом превратился в икону. Висит себе в углу, а зачем висит, никто не знает.  Родители зудят: “Поступай в универ, иначе в дворники пойдёшь”. Практически ни одно объявление о работе не обходится без “в/о обязательно!” Корочки стали вещью в себе. Ценность  диплома измеряется не практической полезностью и оценками.  Важно только наличие и престижность.  Под давлением мифа о корочках молодой человек вынужден 5 лет протирать штаны в ВУЗе вместо того, чтобы спокойно отучиться 3 года в профучилище или колледже и устроиться на работу. На ту, которую он устроится после окончания бесполезного университета.

 

Бесплатное высшее образование в России - вся правда

Ненужная вышка

 

Самый сильный аргумент фанатов легкодоступного бесплатного высшего образования таков: в современном мире залогом процветания государства стали наукоёмкие технологии. Выше всего ценится не нефть, а мозги. Выиграет не тот, у кого дубина больше, а тот, кто умнее. Но, во-первых,  как мы уже выяснили выше, диплом не равняется мозги. Во-вторых, реальная потребность российской экономики в специалистах с высшим образованием — 21%. 100% населения с дипломом  — это экономически невыгодно.

 

Мы приходим к тому, что доступная поголовная вышка  не нужна:

а) самому человеку;

б) государству.

 

Бесплатное высшее образование в России - вся правда

 

  Условная бесплатность и сверхдоступность девальвирует высшее образование. Из реальной ценности оно превратилось в формальность. Бесплатно-доступное образование бессмысленно. Высшее образование должно соответствовать потребностям.
Игольное ушко ВУЗа

Пётр Сафронов,  декан философско-социологического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат философских наук, считает так:

 

Широкая доступность высшего образования уменьшает реальные возможности для его полноценного осуществления (…) Справедливое устройство высшего образования предполагает, что оно равно доступно только для людей, доказавших в процессе получения образования равный уровень своих способностей и получивших признание коллег. Важно отделять вопрос о доступности поступления в высшие учебные заведения от вопроса о доступности высшего образования. Процесс получения высшего образования должен быть сопряжен со все более сложными интеллектуальными испытаниями, объективно способствующими сокращению его доступности на каждом следующем этапе.”

 

Бесплатное высшее образование в России - вся правда

 

Иными словами, поступление в ВУЗы может быть легкодоступным, а вот сам процесс обучения — наоборот. Или ВУЗы должны иметь жёсткий фильтр уже на входе.
Вот что говорит Марк Иосифович Левин, заведующий кафедрой микроэкономики ГУ-ВШЭ:”Неважно, будут ли это кредиты, ваучеры или другая система оплаты – образование просто должно быть доступно. Каждый должен иметь право на доступ ко всем видам образования – причем в системе жесткого отбора, когда люди понимают, что им выгоднее идти туда, а не сюда. Все-таки я балериной не стал, хотя мне и очень хочется. Если я не могу быть талантливым физиком, система должна меня отбросить – точно так же, как она должна отбросить никудышного слесаря. Люди должны понимать, что не стоит тратить свои силы и время на бессмысленные попытки и «пустой» диплом.”

 

Бесплатное высшее образование в России - вся правда

 

Сторонники всеобщего условно-бесплатного образования, ИМХО,  приравнивают понятие “равный” к “справедливый”. Но это не так. Справедливо, если талантливый человек получит университетский диплом, а посредственность закончит профучилище. Равенство в данном случае — несправедливо. Необходимость платить за обучение может стать мощным дисциплинирующим фактором.  Студент и его родители семижды подумают и взвесят, стоит ли поступать в ВУЗ.  А уж если поступил, студент  будет учиться. Потому что отвечает рублём.  И на выходе мы получим высококлассного специалиста.

 

Я  снова процитирую профессора Преображенского: “Я за разделение труда, доктор. В Большом пусть поют, я буду оперировать. И очень хорошо. И никаких разрух”.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Факты мира
Комментариев: 21
  1. Татьяна

    А поччему вы полагаете, что тот кто не может математику или там химию на уровне ФизТеха — тот посредственность. Как известно далеко не каждый академик может забить гвоздь, просто у разных людей разеные способности.
    Почему «кто дурак, с того хватит и колледжи или там тех училища»? Мой двоюродный дед кончил в 1912 году сверхпрестижное Императорское Училище правоведения ( без особого удовольтвия учился, просто папа велел) а потом армия и там его научили слесарному делу и вот он и стал ремонтировать механику и ему это нравилось, хотя он свободно знал кучу языков и римское право. Надо чтоб была потребность в професси, уважение к человеку и приличная зарплата в будущем и никто не будет ломать себе мозги чем то «высшим». для начала хотя бы давайне выбросим самое слово «высшее» оно не высшее а университетское. А техническое — оно ничуть не низшее в условиях современной технологии. И туда идут не тупицы и бездари а рукастые реалисты, мастера без которых никакое развитие экономики невозможно. Когда-то Литературна Газета спроила своих читателей: «должен ли ученый быть умным». Проработав в науке почти 60 лет могу ответственно сказать, что среди ученых такой же процент умных и неумных, как и среди технарей (если отбросить алкашей). Так что сначала давайте откажемся от пижонства типа мы умные а посредственности пусть идут в техникумы. И давайте посмотрим, а все ли что «учат в школе» на самом деле нужно? И посмотрим, почему то, что нужно всем, школа игнорирует? а главное почему никто из имеющих три «высших» не способен взглянуть на проблемы шире чем «ужесточить экзамены» и «сажать за взятки». У нас нет промышленности — вот и не нужен никакой специалист. И опять мы упираемся в причину причин в систему. А она как всем известно такая, кто то плачет. А я смеюсь.

  2. Матвеева Яна

    Кому нужно бесплатное образование, если в дальнейшем нет работы? Высшее образование в нашей стране, стало только отметкой о наличии у тебя данного образования! Пусть будет даже платным, но не общедоступным, чтоб на первом месте оставались знания высокого уровня, а не деньги и зачеты автоматом!

  3. Маша

    Отучившись и получив два высших образования могу с твердостью сказать, что никому они не нужны! Ни мне, ни государству. В итоге сейчас сфера деятельности совсем по образованию. А жалею только о потраченных годах.

  4. Ермакова

    Нужно убрать культ высшего образования, чтобы вышку получали только те, кому это реально надо! Чтобы не было такого восприятия — нет образования — значит дурак. А то выйдет, что бедный, но кому образование нужно, просто не сможет его получить, так как денег нет, а богачей любая цена не остановит.

  5. Ксения

    Я считаю что бесплатное высшее образование должно быть, так как не все родители могут оплатить образование своим талантливым детям. Просто нужно этих детей в дальнейшем обеспечить работой чтобы они не выезжали за границу, и не работали кем придется.

  6. Алексеева

    Речь о всеобщем платном высшем образовании идет давно, но вот какая штука: не случится ли на данном этапе развития нашей страны так, что дети богатых родителей невзирая на свои способности получат ненужный им диплом для галочки а все остальные, сколь бы ни были талантливыми, пойдут в дворники

  7. Ugin

    Проблема с необходимостью получения диплома, а не образования еще и связана с тем, что многие работодатели требуют от работника высшего образования. Хотя торговля на рынке овощами не требует вузовского диплома.

  8. Белозеров Роман

    Дураков-бюджетников много, не спорю. Но вы правда думаете, что у всех талантливых ребят есть деньги на высшее образование, а у не талантливых нет? Увы, зачастую оно прямо наоборот. Будет образование платным, дураков не намного убавится. А вот умных точно станет на порядок меньше.

  9. Stasua

    Маша, не соглашусь с вами в части, что не только бесплатное, а вообще высшее образование не нужно. Можно и не по специальности работать, но лично мне все полученные знания нужны.

  10. Ковалева Карина

    Не знаю, как у кого в ВУЗе, но у нас было без разницы учишься ты на платном или на бесплатном. Ко всем преподаватели относятся одинаково. Некоторые даже переходили на бесплатное обучение.

  11. Давыдова Таисия

    Бесплатное образование должно быть для талантливых, умных и целеустремленных детей, потому что, получив образование, они принесут настоящую пользу обществу. А бездари пусть учатся платно.

  12. Полина

    Мне 56 лет. Нет высшего образования. Я бы хотела получить высшее образование по избранной мной специализации, которая мне нравится. Денег нет на платное образование, а бесплатного у нас нет.

  13. Наталья

    Бесплатное образование необходимо. Но не факт, что поступят талантливые, желающие работать именно по этой специальности! Много поступает детей с высокими баллами, но они не тянут программу и не будут работать. Именно поэтому у нас огромное количество некомпетентных врачей, учителей, строителей и пр. Поступили «куда мама сказала» или «куда прошли».

  14. алексей

    А давайте представим что с сегодняшнего дня доступное высшее образование отменили.
    Это что же получается: Зачем я окончив среднюю школу буду писать это ЕГЭ, да и вообще зачем мне получать эти высокие отметки и золотые медали, если я все равно буду за высшее платить????? зачем я буду тратить время на домашнее задание?…… ЭЭЭЭ как бы у нас тогда не начался кризис уже иного характера

  15. Гена

    Чушь полнейшая! (Это я о точке зрения автора). Чтобы найти максимум золота, надо промыть весь доступный на твоём участке песок. Из небольшого количества золотоносного песка тоже можно получить золото, если повезёт. Но из этого не следует вывод, что тебе будет везти всегда. А то, что досталось везением быстро закончится. Золото и всё что высоко ценится, оно такое.
    Ты никогда заранее не знаешь, кто из выстреливших попадёт в цель. Можешь только оценить вероятность. Но знать не можешь. Масса технарей стала успешными гуманитариями, конкурируя с ними на их же поле. Обратное тоже имеет место. Хоть и гораздо реже.
    Другое дело, что фильтры в ВУЗе должны быть продуманными. Должны вкладываться средства в формирование госзаказа, на основе централизованного сбора заказов на специалистов от предприятий и учреждений. И обязательная отработка определённого срока по направлению или оплата обучения.
    Обязательно брать оплату, за проведённый в ВУЗе период с тех, кто отсеялся, чтобы точно поступали туда, куда им действительно нужно. А те, кто отучился и распределился, должны образовываться бесплатно. Ну и свободный диплом, как я уже говорил должен стоить денег. Каких? Таких, каких стоило обучение.

  16. Юрий 17

    Получил высшее образование и всю жизнь работаю по специальности. Не жалею, все сделал правильно.

  17. Альбина

    Тут все пишут только про образование и забывают одну важную вещь. Человеческие качества! Талант -это не характер,так же как и образование. Хотя и характеризует человека,как состоявшегося на данном этапе(стереотип). Так что, оставшись один на один со своим дипломом,понимаешь,что работа — не сессия. Если мозгов нет,то это рано или поздно проявится. Любое образование в нашей стране должно быть бесплатным. Инвестировать знания и развитие должны все развитые страны. Просто равного уважения к профессиям нет. Образованием занимаются на 100%,а воспитанием на 20((((

  18. Юрий.

    Говорят платное высшее образование готовит отличных специалистов.учатся хорошо так как не хотят зря тратить деньги.чуш полная.учатся те у кого есть деньги.в основном на заочном.задания покупают в большинстве случаев у самих же преподователей.а уж чтоб сами делали так это меньше 1%.
    А чтоб на работе хоть как то подрасти нужна вышка.вот и руководят нами те которые просто купили это образование.у меня у самого училище а у друзей вышка или техникум и все ВСЕ покупали решенные задания и т.д.а с техникума ко мне приходили и просили решить.так что кто тут пишет обратное это люди из 99%и поэтому противники что все получат вышку.зачем им адекватные умные конкуренты

  19. Наталия

    Нам, людям, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ принадлежит ВСЯ ЗЕМЛЯ и БЛИЖНИЙ КОСМОС, ВСЕЛЕННАЯ принадлежит разумным существам (к которым мы себя тоже отннсим), насколько это возможно в настоящий момент времени (время — условная категория). А мы — часть вселенной. Мыслить дебилы будут? Образование необходимо для выживания и развития разумных существ !!! Смотрите на века вперёд, ведь бессмертие не за горами (не обязательно на биологических носителях). Это может коснуться уже нас!.. И сразу мыслится по-иному, да? Адаптировала для понимания масс как смогла — аж сердце заболело ! Удачи нам всем !

    1. Рэдрик Шухарт

      А если, де-факто, нет уже никакого образования, а то, что «образованием» зовется — именно и плодит дебилов? Взгляните на наши вузы — они из храма знаний превратились в проходной двор, тусовку для молодых бездельников! И огромный наркопритон — подавляющее большинство студентов пробовали «вещества», многие употребляют регулярно. Спросите любого нарколыгу, проходящего реабилитацию — где он впервые попробовал; ответ почти всегда будет стандартен — в вузе! Любой бывший сбытчик вам то же самое скажет: основная клиентура — студенты. А все потому, что идут все, кому не лень — и не за знаниями, а за развлечениями! И такая вот система — «вузы для всех» очень выгодна барыгам: оставь там только талантливых ребят, желающих именно учиться, а остальных отправь на заводы — и наркобароны потеряют огромную часть рынка сбыта! Доступные для всех вузы — это хлеб «Гидры» и подобных наркорынков!!!

  20. Prozac

    ВО должно быть бесплатным, но доступным только и исключительно для тех, кто действительно хочет учиться, а затем связать свою деятельность с профильной сферой! Никакая «платность» не остановит бездельников, идущих в вузы неизвестно, зачем!!! Более того, чем дороже будет получение ВО — тем оно станет престижнее: псевдофилософия гламура сейчас имеет немалое воздействие на умы молодежи, и в последнее время диплом стал своебразным модным аксессуаром — эдаким дополнением к айфону и шмоткам с крокодильчиком. Поэтому тех, кто получает диплом, нужно ЗАСТАВЛЯТЬ впоследствии отрабатывать хотя бы несколько лет по полученной специальности!

    Более того, беспрецидентная доступность нынешнего ВО превратила вузы в обычные тусовки для молодежи — ночью они тусуют в ночных клубах, а днем у них есть «клубы дневные» — т.е. вузы. Лишь малая часть поступающих идут в вуз за знаниями и за профессией — подавляющее большинство идет туда по причинам, вообще никаким боком не относящихся к учебе: «потому, что модно», «престижно», «весело», «родители заставили», «откосить от армии», «познакомится с парнями/девчонками» и т.п. Одним словом — банально потусоваться! Вот так — раньше от армии косили под дураков, а теперь косят под умных… А так как сейчас от студентов вообще ничего особенного не требуется — лишь бы за обучение вовремя платили, и профессора спокойно принимают плагиат, выкачанный из сети; то огромная часть студентов буквально мается безделием! А когда есть много молодежи, не особо обремененной жизненными проблемами, да еще и вдали от дома и родителей — то начинается тусовка, в которую сейчас и превратились наши вузы… А где тусовка — там и все подобающие ей атрибуты, в т.ч. и противозаконные препараты!

    Поэтому я считаю, что просто необходимы законы, которые будут пресекать употребление одурманивающих веществ в студенческой среде! Если человек позиционирует себя как будущего интеллектуала — то и к своему интеллекту он должен относится крайне бережно (музыканты, к примеру, очень берегут свой слух и пальцы!); если же студент добровольно травит свой мозг наркотой и алкоголем — нет смысла тратить время и деньги на его обучение, и в вузе ему делать нечего!!! А для того, чтобы выявить таких вот «учащихся» (а на деле — тусовщиков и бездельников), нужно ввести в вузах обязательный ежимесячный тест на наркотики — при современных технологиях предварительную оценку потенциала злоупотребления можно провести совершенно без игл и дискомфорта — по моче и даже слюне. В случае, если тест оказался положительным, нужно провести более детальное обследование у нарколога, уже с серьезными анализами. И если факт хотя бы единократного употребления любого психоактивного вещества (в т.ч. «безобидной» травки) подтвердится — студент должен пожизненно исключаться из вуза — со штампом в паспорте, лишающим его права на повторное поступление. Те же меры должны применяться к студентам, попавшимся в сильно пьяном виде, с психоактивными веществами, агрессивным поведением, экстремисткими материалами. Но попавшим под такие меры студентам должна быть предоставленна всесторонняя помошь в поступлении в ПТУ на рабочие специальности, которых у нас в стране серьезный деффицит.

    Может показаться, что такое тестирование слишком дорого; но на деле оно позволит сэкономить деньги на обучении лодырей и наркоманов. Во-вторых, такие меры позволят очистить студенческую среду от случайных людей, поступивших в вузы не за знаниями, а за развлечениями. У молодежи — раз уж диплом для нее сейчас является столь вожделенным атрибутом — появится реальный стимул не притрагиваться к наркотикам и сформировать к ним нгативное отношение. За счет отсянных из вузов в ПТУ «проштрафившихся» будет пополнятся деффицит квалифицированных рабочих кадров — станет больше русских строителей, сварщиков, токарей, продавщиц, официанток, поваров — т.е. представителей тех профессий, которые сейчас, в связи с культом высшего образования и их непопулярности среди молодежи, практически полностю заняты иностранной рабочей силой. Т.о., мы убъем аж трех зайцев одним выстрелом: очистим вузы от нежелающих учиться лодырей и тусовщиков, обезопасим молодежь от наркотиков и снизим кол-во приезжих рабочих за счет вытеснения их местными кадрами (которых сейчас попросту нет — ведь вся молодежь валом валит в вузы, а потом презрительно кривится при слове «продавец» или «сварщик», годами ожидая рабочее место менеджера или подобное). ДЕПУТАТЫ, АУ — ГДЕ ЖЕ ВЫ???

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector