Жизнь православных в современной России

Прежде чем немного поведать о жизни православных, стоит разобраться в таких ключевых вопросах, как: «Что такое православие?», «Кто такой православный верущий?», «Сколько православных (разных категорий) в России?».

 

По порядку. Православие (в переводе с греч. — «правильное суждение», «правильное учение») — направление в христианстве, образовавшееся под предводительством кафедры епископа Константинополя в восточной части Римской империи в I тысячелетии от Рождества Христова.

 

Жизнь православных в современной России

 

«Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.

 

Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

 

Жизнь православных в современной России

 

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

 

Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).

Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.

Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа).

Боговоплощение (3-й член Символа).

Веру в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12-й члены Символа).

Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф. 5:23).

 

Основные канонические нормы и институты:

 

Иерархическое священство (клир), имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Клирики в православии — почти всегда лица мужского пола. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство через непрерывную последовательность рукоположений.

 

Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на епископское служение в Церкви.

Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

 

Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, — Священное предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное писание по отношению к Священному преданию понимается как одна из его форм»

 

 Жизнь православных в современной России

 

Таинства Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение.

 

«Кто такой православый верующий?«. Оторвемся от энциклопедических терминов и послушаем мнение церковного и околоцерковного народа.

 

«1. Я думаю православный это тот, кто живет жизнью православной церкви, воцерковленный. Человек, христианская сущность которого качественна. Вот с таким определением. численность православных в России микроскопична.

 

2. Быть православным это не только обрядовая сторона, это второстепенно, первое — это жить как православный и мыслить как православный (тоесть правильно). Мыслить правильно это:

–                    быть православным не по букве, а по духу (нам известно, что буква убивает, а дух животворит из Евангелия, — следовательно на первое место христианин должен ставить не обряд, правило — духовное: состояние духа, отношение к себе самому, к людям, взаимоотношения с Богом).

–                    правильно верить в Истину. Ведь можно верить и неправильно. Это значит поддаваться эмоциям, политическим страстям, физическим слабостям.

не противопоставлять себя соборному единству и мнению церкви. Если Церквовь считает так (например толкование стиха Писания), а я так, то я должен подчинится мнению Церкви;

–                    Трезвение. Во-первых — личное мнение. Самокритика и критика к тому что тебе предлагается. Во вторых — четкий и последовательный анализ источников (Толкование святого писания по трудам святых отцов и т.д., — тех кого отобрала Церковь).

 

 

Жизнь православных в современной России

 

Я сам довольно редко подаю в церковную кружку, нечасто покупаю свечи, молитвослов не читаю вообще по той причине, что молитвы заучены — в итоге одолевают побочные мысли, поэтому молюсь своими словами, зовут на день рождение в пост иду чтоб не быть лицемером и ханжой, зовут друзья на дискотеку (неверующие, верующие есть но не рядом) иду, что в этом плохого, запрет на это ненайдешь в Библии, я молодой хочется отдохнуть/если бы я сказал что отдыхаю с молитвенником в руках или Библией то это было бы по ханжески. Главное идя куда-то или делая что-то знать, что полезно, а что ведет непосредственно к заповедям Божиим. Или там где я работаю (гос образование) я считаюсь шутником и балагуром, своим в доску парнем. Если по жизни, я светский человек, занимаю активную жизненную позицию.

 

3. Православных действительно много. не все еще пришли просто к нему, осознали. Но православная культура, ментальность русских приводит их в лоно церкви.

 

И если бы не было разгула и вакханалии сект и экстрасенсов, засоряющих мозги, то в православную церковь пришлибы и эти бедные обманутые люди.

 

Тяга к Богу есть, а их пичкают суррогатами…»

 

(орфография авторов, высказывания участников форума на сайте «Кураев.ру»)

 

Получается, истинно верующий православный — человек не просто воцерковленный (то есть участвующий во всех таинствах, соблюдающий все ограничения, посты), но и соблюдающий заповеди, изменяющий свою жизнь согласно им, пребывая и вне церкви.

 

Жизнь православных в современной России

 

«Сколько православных в России? В мире?»

 

«По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники» (ВЦИОМ, 2010 год)

 

При этом — крещены — 84 % россиян, читали Библию — только 49 %, не читали столько же, не помнят читали или нет («затрудняюсь ответить») — 2 %.

 

По данным других статистических источников — православных у нас в стране от 60 до 80 %. Однако Рождественское богослужение посещают не более 2 млн человек по стране, это от 143 млн, то есть не более 1,5 %. Всего же православных в мире — 225-300 млн.

 

По мнению православных христиан, активно участвующих в церковной жизни — истинных верующих — единичный процент, кто-то говорит о 5-7% (имея ввиду воцерковленных), кто-то о 1-2 %. Последние цифры получаются из вычета от числа воцерковленных всех, кто параллельно верит в гадания, гороскопы, ходит по иным церквам и т.д., не читает Библию.

 

«Как человек приходит к Богу? Первыешагивхраме»

 

 

 

А теперь о жизни…

 

Как-то давно, узнав статистику, я искренне не могла понять, где они, православные, ну хотя бы половина из них, истинно верующих? Протестантов вижу, знаю (и их не более пары процентов), а где они, почти целое население нашей страны? На улицах и возле храма (что около моего дома) православных встречаю не более чем, например, протестантов. И их сразу видно: в основном — женщины в косынках, длинных юбках, очень редко — мужчины, и еще реже — молодые парни. Поэтому цифры в 1-2 % считаю вполне адекватными.

Многих крестили в бессознательном детском состоянии, и оттого решения встать на «путь истинный» они не принимают, что не мешает им считать себя верующими. Но в этом ведь и плюс православия для многих: всегда есть запасной аэродром, дополнительный парашют, спасательный круг, если станет плохо — можно вспомнить о том, что тебя когда-то крестили и, долго не выбирая, пойти именно туда. Правда на деле — это действует для единиц…

 

Жизнь православных в современной России

 

Служители в православии — проводники, трансферы, посредники между Богом, Христом и людьми. Прихожане в основном молятся Святым на иконах, однако есть и те, кто молится без текстов, как душе угодно. И ведь, если признаться и посмотреть правде в глаза, многим и не нужно становиться последователями Христа, многим и не понадобиться в жизни большее. И корить за это народ бессмысленно, просто бросить на произвол судьбы тоже негоже. А церковь, как сдерживающий фактор, как икона морали, как аббревиатура нравственности страны нам необходима, кроме того — православие — часть русской культуры, духовности.

Уж лучше поставить свечку раз в месяц/год и пойти дальше жить своей грешной жизнью, чем не вспоминать о Боге ни на каком уровне. Бог хотя бы предлагал… а человек выбрал раз в год. Но, возможно, одумается.

 

Жизнь православных в современной России

 

Сложная система образования, прохождение которой требовалось для того, чтобы получить сан священника — в последние десятилетия упростилась:

 

«Чтобы стать священником, у нас не обязательно иметь не только богословское, но и вообще какое-либо иное образование. Такой парадокс. Этот процесс был запущен в конце 1980-х годов, когда государство перестало вмешиваться в кадровую политику церковных властей и архиереи получили возможность рукополагать всех желающих. С тех пор священнослужителем может стать любой, кто хоть как-то ориентируется в богослужении и имеет рекомендацию от священника. В результате у нас по сей день чуть больше трети священников имеют семинарское или академическое образование, а большая часть обходится вообще без всякого богословского образования. Это привело к катастрофическому падению общего богословского, духовного и культурного уровня церковной жизни. А синодального решения, которое бы запрещало рукополагать без образования, до сих пор нет»

(«Скандальное интервью протоиерея Георгия о том, кто и как становится священниками», ОГОНЕК, 2010 год)

 

Несмотря на это — достаточно большое количество служителей образованы.

 

Жизнь православных в современной России

 

Чтобы вразумлять миллионы грешников — тонкой книжки, которую даже половина населения страны не читала — недостаточно, нужно нечто, внушающее страх, уважение. Рясы, кресты, службы на старо-славянском, иконы в золоте, купола, красоты соборов, звон колоколов, обряды. Чтобы человек боялся, хоть немного, чувствовал власть, смирялся перед этой непонятной, но внушительной тайной. Если православие снимет все одеяния — оно утратит боевой арсенал, эгрегор, а люди потеряют единственную соломинку, связывающую их с Богом.

 

Разговоры мудрых батюшек с прихожанами и даже воцерковленными людьми не пестрят обвинениями, конечно, если человек хочет сотворить очевидный грех — ему никто не даст благословения. Однако в основном, что для меня было удивлением и в хорошем и в плохом смысле, советы просты, касаются земной жизни человека, ненавязчивы. Например, спортсмену — нужно больше усердия прилагать в тренировках, чтобы чего-то достичь, учащимся — отбрасывая лень, стремится к новым познаниям и т.д.

 

Жизнь православных в современной России

 

Ни в личных беседах, ни от знакомых я никогда не слышала, чтобы батюшки категорично призывали к фанатичному служению Бога. И это даже вызывало недоумение.. «А где ревность? Где ненависть ко греху? Жажда спасения себя и других?..»

Впрочем, этот вопрос остался без ответа… Все священники разные. Кто-то предпочитает общаться с народом, другой ведет службы, совершает обряды Крещения… Более строгие, серьезные и грубоватые служители, почему-то в основном более солидного возраста — выбирают области деятельности, где происходит наименьший контакт с людьми, проводят причастия, службы. А молодые с удовольствием общаются с прихожанами. Кстати, из последних много тех, кто лояльно относится к «инославным», несмотря на вроде бы кардинальную позицию православию по отношению к, например, протестанским церквям — «сектам».

А позиция православия в целом по отношению к «инаковерующим» не прямолинейна, но и неоднозначна.

 

«Возможность спасения инославных, еретиков и раскольников

Православное исповедание никогда не обозначало границ спасения, но лишь указывает пути спасения в ограде православных церквей.

 

Позиция Русской православной церкви обозначена Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года, в документе «Основные принципы отношения к инославию»:

 

1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова<…>.

1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах…

1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению…

1.17. …Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром»»

— «Основные принципы отношения к инославию»

 

Жизнь православных в современной России

 

Не знаю, как Вы, но я все меньше слышу в обществе разговоров о том, что православная церковь — продажная, попы заелись, ездят на мерсах, все пожертвования кладут в карман и т.д. Эта пластинка из недавнего прошлого настолько намозолила слух, что когда кто-то начинал опять обвинять церковь в растрате всех средств страны, лучших лет и ресурсов жизни — на «крикуне» автоматически ставилась печать неудовлетворенного жизнью человека. И даже независимо от того, видел он хоть одного священника на крутом авто, с пачками денег в карманах — или нет. У тех, кто редко посещает церковь по причине предвзятости, пренебрежения или у тех, кто в принципе ищет мишень для обвинений — обычно позиция «все попы нам должны», «мы знаем, каким должен быть верующий и если он оступился — подлежит суду, в первую очередь человеческому». То, сколько грешат люди вне церкви — им думать не хочется, священники ведь лицо церкви, Бога. Мы вроде на них смотрим — и хотим или не хотим верить. И если не хотим — значит, виноваты священники, не вызвали желания идти за ними.

 

Жизнь православных в современной России

 

И отчасти это так, иногда одно резкое слово находящегося не в настроении служителя может отвернуть от церкви решившего покаяться грешника, но только отчасти… Потому что кому-то хватит мозгов понять, что дело не в Боге и церкви, а в отдельном человеке, а другому не хватит. И он затаит обиду на все православие… Священники — лицо церкви, но они тоже люди. Да, ни одного батюшку, живущего зажиточно, имеющего крутое авто — я лично не видела и не знала. Система и отдельно взятый человек — всегда разные вещи. И даже если говорить о каком-то сегодняшнем «закостенении» православия — оно живое внутри, кто хочет — разглядит. Вера существует независимо от догм.

 

По воли судьбы получилось, что среди моих знакомых достаточно именно истинно православных верующих. У семейных и молодых по 5-6 детей, кто-то из родителей активно занимается ученой, преподавательской деятельностью, кто-то шахтер, по характеру — мухи не обидят, очень общительные. Все в детях, увлечениях, постах, молитвах, женщины более усердны в вере. Из более старшего поколения — несколько человек строго соблюдают посты, посещают службы, совершают туры паломничества по святым местам, в жизни — христиане, но как под копирку — мало говорят о вере, никому не навязывают свое видение, но сами твердо исполняют.

 

Жизнь православных в современной России

 

Вообще, разговоры о том, чтобы правильнее тут подрезать учение, тут мы с чем-то не согласны — абсурдны. Местами мнения богословов мало того, что непонятны — но и вызывают сомнения. Но есть одно хорошее правило: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезут». Или принимать как есть, или не принимать. Не значит, что нельзя думать что-то свое по поводу какого-то вопроса, а не нужно спорить об этом с церковью и делать это камнем преткновения в отношениях с ней. Если кто-то не прав из создававших догматы или из беседовавших с человеком лично — это проблемы не того, с кем беседовали.

 

Очень запомнилось из недавно прочитанного на сайте Православие.ру:

 

1) «ОСТАВЬ РЕБЕНКА В ПОКОЕ. ЧАСТЬ 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении»

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/64936.htm

…»Когда ты тревожишь других людей и оказываешь на них давление, ты не сможешь успокоить их душу, не убедишь их изменить свою жизнь. Силой нельзя заставить человека изменить свою жизнь, нельзя навязать ему добро. Изменить можно только себя. Поэтому так часто наши слова не бывают услышаны, никого не убеждают и никак не влияют на остальных людей. Пусть твой ребенок растет тихо и спокойно, оставь его в покое, не читай ему нотаций. Попробуй изменить себя»…

 

Правда, в процессе чтения возникла пара нот несогласия (например — странное отношение к измене жены у одного из героев, и еще более странная реакция батюшки на измену жене героем номер два..), но в целом проповедь-рассказ легкая, интересная.. осталось чувство, что мы еще много чего не знаем…

 

2) «ЛЕКАРСТВО ОТ УНЫНИЯ» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/71771.htm

История грустная, жизненная, читается на одном дыхании… О том, что Бог это не только образ на иконах.

 

Жизнь православных в современной России

 

«Согласно сведениям, приведённым в докладе Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года, в начале 2011 года в Русской Православной Церкви было 30 675 приходов; по текущим данным на время доклада, в Русской Православной Церкви имелось 247 епархий, несло служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них — 225 правящих; служило 30 430 священников и 3 765 диаконов, из них на приходах — 29 183 священника и 3 073 диакона, остальные клирики относились к монастырскому духовенству. При этом, в 57 странах дальнего зарубежья имелось 829 приходов и 52 монастыря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 монастырей в составе Русской Зарубежной Церкви»

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, февраль 2013 года)

 

По стране в данный момент действует множество православных центров реабилитации наркоманов и алкозависимых, . Большинству требуются добровольцы для работы и на территории центров и для работы с «бумажными» вопросами.

 

Жизнь православных в современной России

 

Православные детские приюты, несмотря на популярность веры среди населения страны, в целом живут скудно в материальном или «кадровом» плане. Например, в православном приюте «ПОКРОВ» (http://www.detipokrov.ru/), что находится в Москве, «с нетерпением ждут всех, кто имеет желание помочь детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Ждут тех, кто любит детей и способен к милосердию, тех, кто сможет помочь дать им основы образования и профессиональные навыки, поможет научиться вести домашнее хозяйство, привьет любовь творчеству. Здесь ждут тех, кто знает, как отогреть детские сердца, скрасить тяготы недугов и болезней, подарить любовь, «…ибо нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) » (с сайта приюта).

 

Есть множество других детских православных домов, находящихся в сложном положении, возможно, если бы считающие себя верующими вносили небольшую лепту в их жизнь, многие вопросы с большим количеством детей в детдомах решались бы оптимальнее, чем сейчас.

 

Жизнь православных в современной России

 

Введенный в школах всех регионов России учебный предмет «ОПК» (Основы Православной Культуры) с сентября 2012 вызвал немало споров и протестов, особенно среди части верующих протестантских христианских конфессий и представителей иных религий. По разным статистическим данным — около 30 % респондентов (на 2009 год) были против преподавания дисциплины.

Это право родителей — выбирать курс знаний и религиозный курс для ребенка. Но на самом деле в учебнике (текст можно найти на сайте диакона Кураева) ничего страшного нет, кроме того, что речь о духовных ценностях, изучается и история, культура. Рациональное отношение заключается в том, что это просто предмет, он не заставит иудеев изменить своему учению, если родители крепки в вере, а вот знать историю духовной культуры страны, в которой живешь — правильно.

 

Помимо всех ярлыков, систем, шаблонов — живая вера — это то, что оживляет любое направление в христианстве, в том числе и православие.

 

Жизнь православных в современной России

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Факты мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector