О загадках русской души: в шутку и всерьёз

Недавно я провела эксперимент. Набрала в поисковой строке фразу «Почему русские такие…» Поисковик выдал удивительные, иногда взаимоисключающие результаты:

«Почему русские такие тупые»

«Почему русские такие умные»

«Почему русские мужчины такие некрасивые»

«Почему русские такие ленивые»

«Почему русские так мало улыбаются»

«Почему русские такие трусливые»

«Почему русские женщины такие красивые»

«Почему русские непобедимы»

«Почему русские такие терпилы»

«Почему русские такие бедные»

«Почему русские такие агрессивные»

«Почему русские такие добрые»

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

И я задумалась: а какие они — русские? И почему они именно такие? Короче, поговорим о русском национальном характере. На эту тему написано тонны книг: от  Бердяева и Розанова до Жириновского и Соловьева. Я, конечно, не Бердяев и не Жириновский и   не буду залезать в метафизические, философские и политические  джунгли. Давайте уложим русских на воображаемую кушетку и посмотрим, что скажут психологи.
Загадка русской души

Первое, что бросается в глаза в списке поисковика  — противоречивость. Русские — непобедимые,  терпилы, умные, тупые, красивые, некрасивые, бедные, агрессивные и добрые. Это та самая  загадочная русская душа, то самое бессмертное тютчевское  «умом Россию не понять», над которой бьются философы и политики. Русская душа настолько загадочна, что в приципе непознаваема, в неё можно «только верить», как снова подсказывает мне Тютчев. Загадочная душа давно  стала своеобразным трендом нашей страны, вроде vodka, perestroyka и tsar Putin. Русские об этом прекрасно знают и  гордятся своей непредсказуемой загадочной душой. Образ птицы-тройки, несущейся неведомо куда и не дающей ответа, использовали на открытии Сочинской Олимпиады.

 

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

Русские думают сердцем

На одном из сайтов я нашла любопытную таблицу, где русский характер сравнивается с западноевропейским.

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

Русские, по мнению авторов, обладают антирациональным типом мышления.  Европейцы воспринимают мир головой. В голове европейца всё разложено по полочкам, явления и объекты аккуратно классифицированы и помечены ярлычками. Между событиями проведены логические связи. Поведение регулируется рационально обоснованными правилами. Европеец  действует потому,  что предвидит определённый результат. Он оперирует оценками и  убеждениями. Его деятельность имеет конкретную практическую цель.

 

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

Русский же воспринимает мир, как любят выражаться на женских форумах, сердцем. Вспомните ударный лозунг предвыборной кампании Ельцина 1996 года «Голосуй сердцем!» И проголосовали.  Эмоционально-чувственное восприятие базируется на «нравится-не нравится», «люблю-ненавижу», подчас логически ничем не обоснованных. Это мир эмоций, переживаний и настроений. Короче, там где европеец подробно расскажет, почему так поступать правильно и выгодно, русский воскликнет: «Не знаю, почему я так поступил. Настроение такое было!»

 

Эмоции часто толкают русских на иррациональные, нелогичные на практичный западный взгляд поступки. На тему кажущейся иррациональности поведения русских можно долго теоретизировать. Начиная с того, что излюбленный герой русских народных сказок — Иван-дурак. Его разумные и практичные старшие братья — настоящие европейцы. Но, в конце концов,  царевна и полцарства достаётся не им, а неправильному младшему братцу. И заканчивая тем, почему Путин, вместо того чтобы прикрыть кран распоясавшимся украинцам, одолжил им 15 миллиардов. И почему олимпийская сборная страны, принявшей нашумевший закон о гомопропаганде, вышла на стадион под псевдолесбохит «Нас не догонят». Первое можно объяснить тем, что это продуманный тактический ход, а второе — остроумным пиаром, демонстрирующим сердобольным европейцам, что никто никому у нас ничего не ущемляет. А можно загадкой русской души, почему бы и нет?

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

Терпеливые и взрывоопасные

В 1982 году в самиздате вышла книга К. Касьяновой (В.Ф. Чесноковой, Ксения  Касьянова — это псевдоним) «О русском национальном характере». В качестве аршина для измерения характера автор использовала миннесотский тест (MMPI). Это один из самых популярных психодиагностических опросников, созданный в 30-40-х годах прошлого века в университет Миннесоты. Автор сравнила результаты американцев и русских и пришла к выводу, что русские имеют эпилептоидный тип личности. Сразу предупреждаю: обидных намёков на то, что мы эпилептики и истерички, в этом определении нет. Эпилептоид — не заболевание, а определение типа личности. Характер эпилептоидов — плод соединения двух противоположностей: инертности, малоподвижности, замедленности мышления и возбудимости, аффективной взрывчатости. Терпеливость сочетается с взрывоопасностью. В спокойные периоды эпилептоиды вялые, инертные, даже депрессивные. А потом,  на первый взгляд беспричинно и внезапно,  наступает разрядка. Эпилептоид слетает с катушек. Все контрольные механизмы вышибаются, яростно бушуют эмоции, разрушительные для окружающих и для самого индивида.

 

Итак, мы имеем перед собой народ, воспринимающий  мир интуитивно и эмоционально, действующего под влиянием чувств, а не убеждений. Темперамент его соединяет долготерпеливость с крайней взрывчатостью. Этот народ стремится не к практической цели, а к достижению неких идеалов. Он непредсказуем, легко впадает в крайности, то депрессует, то буйствует, разрушая всё вокруг. Тут уместно вспомнить ещё одного героя русского фольклора — Илью Муромца. 33 года он спал на печи, а потом тааак  проснулся, что всем заграничным Бэтменам не поздоровилось.

 

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

Если оглянуться на бурную и кровавую русскую историю, эта гипотеза подтверждается. Периоды терпения и инертности, возмущающие современных креаклов, сменяются грандиозными взрывами, во время которых всё разрушается непременно «до основанья». А затем на обломках строится нечто кардинальное новое.  Очевидцы событий 1917-го года изумлялись лёгкости, с которой русские снесли казавшееся незыблемым здание Империи Российской, с её веками складывавшимися традициями, моралью, устоями и прочим:

 

«Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три…Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей… Там была — эпоха, «два или три века». Здесь — три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом — буквально ничего». (Розанов, «Апокалипсис нашего времени»)

Брежневский застой сменился бурными событиями 90-х, которые  Путин назвал «величайшей геополитической катастрофой 20 века». Обычные граждане выражались проще и сочнее: «полный …ец». По теории Касьяновой, сейчас у нас период относительного спокойствия. Креаклы завидуют украинской революции и дружно обвиняют русских в «рабской покорности». Если бы главным двигателем истории был исключительно народный темперамент, то рано или поздно случится очередной взрыв. Но для революций одного темперамента мало, поэтому будем надеяться, что стабильность продолжится ещё долго J

 

В обычной жизни можно постоянно наблюдать проявления истинно русской невозмутимости перед лицом опасности. Например, суровый челябинский водитель, с олимпийским спокойствием наблюдавший падение метеорита, и только спустя минуту выразивший свои чувства опять-таки традиционным русским способом.


Русский пофигизм

Взрывчатость темперамента выражается в легендарной русской удали. Это ещё один национальный миф, визитная карточка русских. Презрение к смерти, готовность рисковать жизнью по поводу и без повода, безбашенность, безоглядность и нежелание думать о возможных печальных последствиях своих поступков. Некоторые объясняют эту черту русского характера тем, что российское государство традиционно не жалело людей, щедро тратило человеческий материал в многочисленных войнах. Говорят, удаль досталась постсоветским русским в наследство от свободолюбивых мужичков, которые бежали от крепостной кабалы за Дон, к казакам, где уже ни в чём себе не отказывали.

 

В экстремальных ситуациях удаль оборачивается благом. Вторую Мировую войну русские выиграли во многом благодаря массовому героизму и жертвенности. В обычной жизни удаль выражается в  пофигизме. Врачи дружно сетуют на нежелание русских людей лечиться. И в этом  виновато не только низкое качество бесплатной и дороговизна платной отечественной медицины. Но и наш национальный пофигизм. Американец, если, конечно, у него есть страховка, бежит к доктору с каждым прыщиком. Наш соотечественник руководствуется пословицей «у русских только две болезни — фигня и капец. Фигня сама пройдёт, а капец не лечится». А новогодние каникулы, которые СМИ сравнивают с национальным бедствием? Или наберите в YouTube тэг Crazy Russians. Увидите много интересного. И непонятно, то ли гордиться, то ли за голову хвататься.

 

 

Русские и закон

Таблица отмечает, что русские признают приоритет не юридических, а морально-этических норм. Касьянова называет это «ценностно-рациональным типом целеполагания». Проще говоря, если западный человек делает всё по закону, то русский — по совести, по справедливости или, с негативной окраской, по понятиям. Помните фразу, которую приписывают то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину:   «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»? Может быть, так происходит потому, что для русских существует некая абсолютная мораль,  которая главнее Конституции и УК. Западные бизнесмены жалуются, что мы не желаем вести бизнес по правилам. Устная договоренность для российского предпринимателя значит больше, чем условия контракта. В русском бизнесе часто нет деловых партнёров, а есть свои люди. Западная корпоративная этика допускает и поощряет, если работник расскажет начальству о недопустимом поведении или проколе своего коллеги. Русский, даже сидя в офисе, твёрдо знает: стучать — подло! Чисто по-человечески, это благородно. А вот для бизнеса в целом иногда вредно:  часто начальство остаётся неосведомлённым о каких-то внутренних проблемах и потом исправить ситуацию очень сложно.

 

Ценностно-рациональный тип целеполагания подразумевает не достижение какой-то конкретной цели. Нет, у нас обязательно — миссия, стремление к светлому идеалу, во имя которого ничего не жалко. При такой постановке вопроса удаль и жертвенность русских находит лучшее применение.   Во времена Ивана Грозного мы строили Третий Рим, в петровские времена — лучшую в мире европейскую державу, в советские — социалистическое государство, миссией которого было освобождение трудящихся всего мира от гидры империализма-капитализма. Многие простые граждане искренне поддерживали Кубу, проводили митинги в знак солидарности с угнетёнными неграми в США, строили нефтеперегонные заводы в Индии. Сейчас Россия столь же одержимо строит капитализм, а заодно взяла на себя миссию защитника и хранителя  традиционных ценностей, как это чётко обозначил Путин в своём традиционном послании Федеральному собранию в декабре прошлого года.

О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

 

Русские и власть

Из отношения русских к закону вытекает отношение русских к власти. Как видно из таблицы, для человека западного государственная власть — это источник законности. Это инструмент, с помощью которого создаётся и поддерживается порядок в стране. Для русского государственная власть — источник не законности, а абсолютной истины, совести, справедливости. Мы склонны выделять отдельную личность как носителя высшей морали и сакрализировать власть. Эта личность воспринимается народом как последняя инстанция, глава, Отец.  В Российской Империи таким источником был царь. Крестьяне, обиженные помещиком, писали государю челобитные. В Кровавое воскресенье 1905 года доведённые до крайности нищетой рабочие обратились за справедливостью, за защитой опять-таки к царю-батюшке. В послереволюционной России вошли в моду хождения к Ленину. Про Сталина, отца народов, и говорить нечего.

 

Сакрализация власти носит двойственный характер.  С одной стороны, царю — батюшке даётся большая власть и право принимать решения, с другой стороны — именно на него возлагается ответственность в случае, если что-то пойдёт не так. Современные россияне ищут в интернете прямо противоположное: «Путин развалил Россию» и «Путин спас Россию от развала». Лично Путина россияне  считают спасителем страны и лично Путина же —  виноватым во всех бедах. И  забывают о том, что ответственность за собственное благополучие лежит прежде всего на них  самих.

   О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

Особый путь?

Сама идея о непохожести, особости русского народа среди других наций наталкивает на мысль о нашем особом пути.  Западные, пусть и проверенные образцы, русским не подходят в силу нашей особости. Прямо по пословице «что русскому хорошо, то немцу смерть» или, как ёмко выразился Ленин, «мы пойдём другим путём». Возможно, Ленин и пословицы правы. А вот академик Юрий Пивоваров, доктор политических наук, придерживается иного мнения. Никакой загадки в русской душе нет.
«Я думаю, что на самом деле это придумано на Западе. После Петра Великого западные люди, придя сюда, увидели народ, на них похожий и в то же время не похожий — вроде кожа белая и христиане, но все остальное другое — и заговорили о загадочной русской душе. А потом русские это сами себе приписали. Очень уж красиво звучит! Меня всегда останавливала эта пафосность – «загадка русского характера». Я думаю, что мы – один из многих народов, не хуже и не лучше, у нас есть чем гордиться и есть чего стыдиться».

 

На этом основании идею об особом пути России академик тоже отвергает. По его мнению, культивирование идеи особости опасно.

 

«Мы являемся цивилизацией, которая близка к европейской, имеет с ней общие корни. Но есть и вещи несовпадающие. У нас разные природно-климатические, географические условия, разные социальные институты, разные системы власти… Россию многое отделяет от Европы. Но говорить о нашей абсолютной особости, культивировать эту особость, лелеять ее, я считаю, не следует…. Давайте лучше проникнемся пониманием, что мы включены в глобальный мир, в том числе и западный».

   О загадках русской души: в шутку и всерьёз

 

А как вы считаете, какой у русских национальный характер? И должны ли мы идти особым, своим путём?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Факты мира
Комментариев: 1
  1. Владимир

    мы — холопы холоп государев человек собственностью не владел собственного дела не имел кормился с руки государя государственный пенёк пофигист, а потому вор и коррупционер высшую власть сакрализируем.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector